забавные истории из жизни знаменитых дирижеров

В.В. Чистяков

Из книги «ЮМОР В ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЗНАМЕНИТЫХ КОМПОЗИТОРОВ, ДИРИЖЕРОВ, МУЗЫКАНТОВ, ПИСАТЕЛЕЙ И АКТЕРОВ» (М., 2009)

— Однажды Е.А. Мравинский поехал отдыхать в Репино (под Санкт- Петербургом) с желанием отоспаться, отдохнуть на даче. На другой стороне реки был пионерский лагерь. В 7 утра пионер Вася, лет восьми, выходил на речку, и очень фальшиво играл на трубе сигнал на построение пионерского отряда. Е.А. Мравинский в гневе просыпался несколько дней подряд. Затем не выдержал, взял лодку, переплыл речку, нашел воспитательницу и спросил: «Что это за дурак у Вас играет так фальшиво в такую рань? — А Вы кто? — спросила малограмотная воспитательница. — Я Мравинский. — Не знаю, кто Вы — Мравинский, Стравинский. Музыку любить надо, дорогой товарищ, вот что я Вам скажу!!»

(…)

— Геннадий Николаевич Рождественский — дирижёр с феноменальной техникой и гигантским интеллектом. Наряду с классическими симфониями и операми, он любит исполнять сочинения современных композиторов. (…)
— В одном из концертов исполнялись совершенно новые и неизвестные произведения Фолькмана, Шостаковича, Зуппе и других авторов.
Среди них была исполнена увертюра к незаконченной опере Равеля «Шехерезада». Г.Н. повернулся лицом к публике и «скрипучим тенорком», подражая одному французскому критику, «зачитал его рецензию» тех времен: «Если господин Равель думает, что его увертюра построена по классическому плану, то нужно признать, что господин Равель одарен богатой фантазией. Его манера письма напоминает Римского- Корсакова или Балакирева: та же бессвязность в композиции и в тональностях. Господин Равель — посредственно одаренный музыкант». Это писал критик П. Лало, который благодаря этим словам «прославился и вошел в историю. Конечно, не в такой степени, как объект его критики — Морис Равель, но все-таки прославился и вошел»

(…)
Мстислав Леопольдович Ростропович — гениальный виолончелист и интересный дирижер, руководивший симфоническим оркестром в Нью — Йорке в течение 18 лет. Он был невероятно остроумным человеком.
Но особенно любил «розыгрыши».
— Во время гастролей в Германии М.Л. позвонили из советского посольства с приказом принести подаренную ему хрустальную вазу. Как известно, Гос. концерт нещадно обирал артистов, более 90% заработанных денег они отдавали государству. Расстроенный Ростропович пошел с вазой в посольство. По дороге ему пришла идея. На крыльце он «нечаянно поскользнулся» и ваза разбилась. С кислым лицом он входит к послу, отдает 4/5 осколков разбитой вазы. — «А остальное — моё», — сказал артист… и молча вышел.

— Однажды Ростропович пригласил Министра Культуры СССР Екатерину Алексеевну Фурцеву и работников Министерства к себе домой на юбилей. Все приходят, он их провожает в одну комнату, где на столе простенькая селедка, самая дешевая водка, масло, черный хлеб. Незаметно включает за ширмой магнитофон и уходит «на минуточку». Гости начинают его ругать: «Какое свинство… Народный артист СССР, а такой жмот…» и т.д.
Минут через десять появляется «сконфуженный» Ростропович и говорит: «Извините, я всё перепутал. Галина Павловна просит всех пройти в другую комнату».
А в этой комнате на столе: красная икра, шашлыки, ананасы, салаты и пр. Все с довольными лицами рассаживаются. Произносят тост и предлагают выпить за блистательного музыканта, выдающегося профессора!
«Одну минуточку», — говорит Ростропович, — и включает магнитофон, на котором записаны все ругательные слова в его адрес. Гости сконфузились.

— Как-то раз Министр культуры Фурцева собрала балетмейстеров, дирижеров и танцовщиков музыкальных театров Москвы и предложила: «Вы знаете, у нас в стране развелось много танцевальных ансамблей: «Ансамбль кубанских казаков», «Ансамбль терских казаков» и др. Давайте их всех объединим в один большой ансамбль». Встает Мстислав Леопольдович и говорит: «Екатерина Алексеевна, раньше уже пробовали, ничего хорошего не получилось. — А кто пробовал? — Антон Иванович Деникин».

— В одну из гастрольных поездок Ростропович взял с собой в качестве аккомпаниатора известного баяниста Юрия Казакова, поскольку в некоторых сёлах не было ни рояля, ни пианино. Прошло много удачных концертов. Но в одном клубе неожиданно встал высокий тракторист, подошел к сцене и сказал Ростроповичу: «Мужик, отвали со сцены, дай баян послушать!»

— Однажды М. Ростропович приехал на гастроли в г. Ижевск с певицей Г.П. Вишневской. Когда их встречал администратор, то сказал, что «наш директор филармонии — необычайный знаток классической музыки. Он ходит на все концерты и знает наизусть всю классику». Ростропович должен был аккомпанировать на рояле своей жене — Г. Вишневской, и он решил разыграть этого директора. Незадолго до концерта он спросил директора, не сможет ли он переворачивать ноты, поскольку кое-где не успевает перелистывать страницы. Директор с восторгом согласился. Вышли втроем на сцену. Мстислав Леопольдович поставил на пюпитр рояля «Сборник романсов» П.Чайковского.
Галина Павловна начала петь романсы …Рахманинова, а Ростропович стал наизусть аккомпанировать ей. При этом он тихо шептал директору: «Переверните на 4 страницы вперед, нет, теперь назад…. Теперь на 3 страницы вперед, да нет, назад на 6 страниц». Ошеломлённый директор, весь в поту — ничего не может понять. Звучит все прекрасно, дуэт певицы и пианиста великолепны, публика бурно аплодирует после каждого романса…
Уходя со сцены, директор сказал: «Нет, я ничего не понимаю в музыке!»

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!